Зачем в России введены цифровые тахографы?
На этот счёт существуют разные мнения. Но тахограф – прибор, который в первую очередь нужен самим водителям. Устройство повышает безопасность на дорогах, страхует от множества неприятных ситуаций и сохраняет здоровье, а порой и жизнь участников дорожного движения.
То, в каком режиме (труд/отдых) работают водитель и экипаж, регулируется соглашением ЕСТР. Документ предусматривает внедрение аналогового тахографа. Такое новшество позволило осуществлять контроль соблюдения водителями, экипажами режима труда и отдыха, а в случае нарушений – наказывать финансово.
В специализированных изданиях Европы можно найти информацию и статистические данные изменений, которые наблюдались последние 10 лет (то есть после законодательного введения для международных автоперевозок аналоговых тахографов) в отрасли коммерческих транспортных услуг. Так, число ДТП в данном сегменте сократилось в среднем на 22 %, а количество происшествий со смертельным исходом снизилось на 54,5 %. С другой стороны, межаварийный пробег вырос в 2,5 раза, а затраты собственников на топливо уменьшились на 12-15 %.
Утомление водителя занимает 3 место среди основных причин дорожно-транспортных происшествий после употребления алкоголя за рулём и превышения скоростного режима.
Тахограф даёт возможность осуществлять эффективный контроль режима труда и отдыха водителей. Как утверждает замначальника отдела федерального управления грузовых перевозок Германии (BAG), цифровой прибор незаменим для контроля безопасности дорожного движения, поскольку, по информации того же BAG, на нарушение пунктов ЕСТР приходится 68 % всех нарушений.
Между тем русский менталитет устроен так, что для нас, а в частности для наших водителей, обман аналогового тахографа – буквально дело чести. Водители не только рассказывают друг другу истории о том, как кто-то обманул тахограф, но и дают подробные инструкции, как провести инспектора и прибор. Водители из Европы, которые тоже полагали, что обладают лучшими личными способностями и возможностями, считали себя более выносливыми и хотели сделать процесс доставки груза до пункта назначения более быстрым, последовали примеру русских дальнобойщиков. Так в Литве, Польше появились некие конторы, предлагающие к продаже самые разные тахошайбы по принципу «заказчик всегда прав». Но каким бы профессионалом ни был водитель, он не может гарантировать безопасность на дороге после того, как выпил крепкий алкоголь в большом количестве.
Такое положение дел не устроило организации Европы, которые хотели снизить аварийность. Так и возникла идея внедрения цифрового тахографа. Обмануть это устройство намного сложнее, нежели аналоговое, хотя…
Оснащение транспортных средств цифровыми устройствами позволяет если не полностью исключить аварии, то реально повысить уровень безопасности дорожного движения. Кроме того, соблюдая оптимальный режим движения, можно снизить расход горюче-смазочных материалов и в целом сэкономить на содержании подвижного состава.
Установка устройства позволит:
- обеспечить объективный учёт выполненных работ и их точное документирование, что даст возможность верно рассчитывать оплату труда, гарантировать защиту водителей и с социальной, и с правовой позиций;
- избежать несанкционированных рейсов и приписок;
- упростить задачу автоматизации;
- наладить отчётность о работе автопарка и отдельных водителей;
- используя результаты сравнительного анализа, которые выводятся на принтер тахографа, монитор компьютера или блок контроля, оптимизировать рабочие маршруты, графики движения.
В тех случаях, которые при ДТП предусматривают уголовную либо страховую ответственность, информация, зарегистрированная в памяти тахографа и на чип-картах, сможет прояснить ситуацию и защитить водителя как перед инспекторами, так и в зале суда.