Новый законотворческий проект поддержали накануне в Москве. Комитет Госдумы по транспорту и строительству на своем заседании выдвинул идею обязать физических лиц, которые имеют в собственности автобусы, установить в транспорте тахографы.
Причиной в пользу принятия соответствующего решения стал тот факт, что в России не установлено каких-либо требований по обеспечению безопасности дорожного движения для этой категории владельцев движимого имущества. Вполне вероятно, что в скором времени все, кто имеет в собственности автобусы, должны будут повиноваться согласно Закону о страховании гражданской ответственности.
Напомним, на сегодняшний день тахограф, т.е. контрольное бортовое цифровое измерительное устройство, которое призвано работать для выполнения требований Европейского соглашения, в качестве обязательного прибора должно быть установлено только в том автотраспорте, владелец которого занимается международными перевозками.
Собственно, суть работы устройства заключается в том, что оно благодаря своей энергонезависимой памяти в режиме реального времени записывает информацию. Все данные, которые хранит устройство, нельзя сфальсифицировать, «намотать» и т.д. Тахограф сродни черному ящику в самолете. Информация может храниться на нем годами, хотя одним из условий его использования является выгрузка данных каждые 28 дней.
Какого рода информацию содержит тахограф?
Это может быть километраж пробега и скорости. Эти данные могут помочь водителю в спорных ситуациях, например, доказать свою правоту сотрудникам дорожных патрулей и отстоять интересы в случае ДТП. Время работы и отдыха водителя можно вычислить до минуты. Этой возможностью пользуются в компаниях для расчета заработной платы.
Тахографы подлежат обязательной проверке ― устройство должно быть осмотрено специалистами через каждые 10 тыс. км. Периодичность проверок оно тоже фиксирует, поэтому обмануть контролирующий орган в случае непрохождения проверки не представляется возможным.
Чтобы снять данные тахографа, необходимо иметь один из ключей, т.е. карту. Карта для тахографа может быть водительской и хранить данные касательно передвижений конкретного водителя, может принадлежать автосалону или мастерской, где проверяют тахограф и настраивают его функции, а может являться собственностью компании, которая будет хранить на нем данные о совершенных рейсах. Есть и еще один тип карты ― инспекторская. Такая смарт-карта считывает информацию уже с водительской карты, давая возможность сотрудникам правопорядка ознакомиться с нарушениями.
Возвращаясь к теме, скажем, что тахографы по сегодняшний день устанавливают только юридические лица и компании, причем согласно определенным критериям, например, количеству пассажирских мест ― больше девяти, включая водительское. Учитывается и тоннаж транспортного средства. Если его масса превышает 3,5 т, то установки аппаратуры также не избежать. Под ряд критериев попадает и перевозка опасных грузов.
Пока проект только рассматривают и предлагают утвердить в первом чтении на заседании Госдумы.